В современном цифровом мире понятия виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR), смешанная реальность (MR) и расширенная реальность (XR). Каждая из них уже давно перестали быть экзотикой. Они активно внедряются в образование, медицину, промышленность, ритейл и даже социальные взаимодействия. Однако несмотря на широкое распространение, многие до сих пор путают эти технологии. Люди не всегда полностью понимают их принципиальных различия, возможности и ограничения.
В этой заметке не просто сравним VR и AR, но и проведём глубокий анализ каждой из цифровых сред. Будем опираться на научные исследования, рыночную статистику, реальные кейсы. А также и на мнения ведущих экспертов в области иммерсивных технологий. Вы узнаете, как работают эти системы, где они уже применяются с измеримым эффектом и какие перспективы ждут их в ближайшие годы.
- Что такое виртуальная реальность (VR)
- Принцип работы VR
- Статистика рынка VR
- Особенности дополненной реальности (AR)
- Как работает AR
- Рыночные данные
- Смешанная реальность (MR) и расширенная реальность (XR)
- Смешанная реальность (MR): где цифровое становится физическим
- Технические требования
- Расширенная реальность (XR): объединяющий термин
- Применение и перспективы VR и AR: от ниши к массовому рынку
- Перспективы: к 2030 году
- Заключение
- Проверь себя
Что такое виртуальная реальность (VR)
Виртуальная реальность (VR) – это технология, создающая полностью симулированную среду. В нее пользователь погружается с помощью специализированного оборудования. В отличие от традиционных интерфейсов, VR обеспечивает сенсорную изоляцию от физического мира и заменяет его цифровым аналогом. Здесь всё, от визуальных объектов до звуков и тактильных ощущений, генерируется программно.
Принцип работы VR
Основа VR – иммерсия (погружение) и интерактивность. Для этого используются:
- HMD (Head-Mounted Display). Шлемы вроде Meta Quest 3, Valve Index или PlayStation VR2;
- трекинг движений. Шесть степеней свободы (6DoF) позволяют отслеживать перемещения головы и тела;
- пространственное аудио. Звук меняется в зависимости от положения пользователя;
- геймпады и контроллеры. Для взаимодействия с объектами.
Чтобы избежать «киберболезни», частота обновления кадров должна быть не ниже 90 Гц. А задержка между движением и реакцией системы менее 20 мс.
Примеры применения VR:
- образование. Например, Университет Стэнфорда использует VR для изучения климатических изменений – студенты «погружаются» в тающий ледник Гренландии;
- медицина. Компания Osso VR разработала платформу для хирургической симуляции. Исследование в Journal of Bone and Joint Surgery (2022) показало, что хирурги, обучавшиеся через VR, на 230% эффективнее выполняли процедуры по сравнению с традиционными методами;
- психотерапия.
VR позволяет безопасно воссоздать травматические сцены в контролируемой среде. Это не замена терапевту, но мощный инструмент в его арсенале (профессор Альберт «Skip» Риззо, разработавший VR-систему Bravemind для лечения ПТСР у ветеранов).

Статистика рынка VR
По данным Grand View Research, глобальный рынок VR оценивался в $28.7 млрд в 2023 году. И, по прогнозам, достигнет $162.3 млрд к 2030 году при среднегодовом росте 31.4%. Основными драйверами роста являются корпоративное обучение, здравоохранение и метавселенные.
Особенности дополненной реальности (AR)
Дополненная реальность (AR) – это технология, которая накладывает цифровую информацию на реальный мир в режиме реального времени. Пользователь остаётся в физическом пространстве, но видит дополнительные слои данных: 3D-модели, текст, анимации или интерактивные элементы.
Как работает AR
AR использует:
- Камеру устройства (смартфон, планшет, AR-очки).
- Датчики (гироскоп, акселерометр, LiDAR).
- SLAM-алгоритмы (Simultaneous Localization and Mapping) для построения карты окружающего пространства.
- Плоскостное и объектное распознавание для точного размещения контента.
В отличие от VR, AR не требует полной изоляции и часто работает на массовых устройствах. Например, на iPhone или Android-смартфонах.
Реальные кейсы AR;
- IKEA Place. Приложение позволяет размещать 3D-модели мебели в вашем интерьере. По данным компании, 98% пользователей говорят, что AR помог им принять решение о покупке;
- Google Translate. Функция «мгновенного перевода» через камеру – классический пример текстовой AR;
- Boeing. Инженеры используют AR-очки для сборки самолётов. Исследование компании показало сокращение времени сборки на 30% и снижение ошибок на 90%.
AR – это не просто «фильтры для селфи». Это новый способ взаимодействия с информацией, встроенной в контекст реального мира. В будущем мы будем носить AR-очки так же естественно, как сегодня часы (доктор Стивен Фейнер, один из пионеров AR).
Рыночные данные
Согласно Statista, рынок AR вырастет с $35.1 млрд в 2023 году до $198 млрд к 2028 году. Особенно быстро растёт сегмент промышленной AR – в логистике, производстве и техническом обслуживании.
Смешанная реальность (MR) и расширенная реальность (XR)
Смешанная реальность (MR): где цифровое становится физическим
Рассматриваемая нами смешанная реальность (MR) – это следующий эволюционный шаг после VR и AR. В MR виртуальные объекты не просто «висят» в воздухе, а физически взаимодействуют с реальной средой. Например, виртуальный шар может катиться по столу, отскакивать от стены или падать на пол с учётом гравитации.
Технические требования
MR требует:
- Глубинных сенсоров (например, LiDAR или стереокамер).
- Пространственного понимания сцены (mesh-картирование).
- Физических движков для симуляции взаимодействий.

Примеры MR:
- Microsoft Mesh. Платформа для совместной работы в смешанной реальности. Инженеры из разных стран могут «встретиться» в одной комнате и манипулировать 3D-моделью двигателя;
- Medivis. Хирургическая платформа на базе HoloLens 2, которая накладывает 3D-модель пациента прямо на операционное поле. При этом учитываются анатомические особенности в реальном времени.
Расширенная реальность (XR): объединяющий термин
XR (Extended Reality) – это обобщающая категория, предложенная консорциумом Khronos Group и поддержанная такими компаниями, как Meta, Google и Qualcomm. XR включает:
- AR (реальный мир + цифровые наложения);
- VR (полностью виртуальный мир);
- MR (взаимодействующие цифровые и физические объекты).
Термин XR особенно полезен для разработчиков. Он позволяет создавать единые приложения, адаптирующиеся под разные устройства, от смартфонов до автономных шлемов.
XR – это не просто технология, это новая парадигма взаимодействия человека с цифровым миром (Джером Песенти, вице-президент по искусственному интеллекту Meta).
Ниже приведена таблица для сравнения цифровых сред.
Таблица 1. Сравнительная таблица технологий
| Технология | Реальный мир | Виртуальный мир | Взаимодействие | Тип устройства |
|---|---|---|---|---|
| AR | Полностью виден | Наложен поверх | Ограниченное | Смартфон, AR-очки |
| VR | Абсолютно скрыт | Полностью заменён | Полное | VR-шлем |
| MR | Виден и сканируется | Интегрирован | Глубокое | MR-очки с датчиками |
| XR | Весь спектр | Весь спектр | Зависит от подкатегории | Любое иммерсивное устройство |
Сфера применения цифровых сред стремительно расширяется.
Применение и перспективы VR и AR: от ниши к массовому рынку
Вот ключевые направления, где VR, AR, MR и XR уже сегодня приносят ощутимую пользу.
Образование:
- VR. Лаборатория виртуальной химии от Labster используется в более чем 1000 университетах. Студенты проводят опасные эксперименты без риска;
- AR. Приложение Quiver превращает раскраски в 3D-анимацию. Здесь дети учатся анатомии, географии и биологии через игру.
Исследование PwC (2022) показало, что обучение с использованием VR в 4 раза быстрее. Причем, уровень уверенности учащихся на 275% выше, чем при традиционных методах.
Медицина:
- VR-анестезия. В клиниках США VR используется как альтернатива лёгким седативным терапиям. Пациенты смотрят расслабляющие сцены во время болезненных процедур;
- AR в хирургии.: Система AccuVein проецирует карту вен на кожу пациента, повышая точность венепункции на 350%.
Промышленность:
- Siemens использует VR для цифровых двойников заводов. Инженеры тестируют изменения в производственном процессе до их физической реализации;
- DHL внедрила AR-очки в складскую логистику. Результат: на 15% больше заказов в час и снижение ошибок на 40%.
Ритейл и потребительский сектор:
- Sephora Virtual Artist. Пользователи «примеряют» 10 000 оттенков помады через AR. Конверсия в покупку выросла на 11%.
- Nike запустил Nikeland в Roblox. Это VR, где пользователи могут играть, общаться и покупать цифровую одежду.
Перспективы: к 2030 году
Эксперты прогнозируют, что к 2030 году XR-технологии станут частью повседневной жизни, как смартфоны сегодня. Например, ключевые тренды:
- Apple Vision Pro и аналогичные устройства положат начало эпохе пространственных вычислений.
- 5G и edge-вычисления позволят передавать тяжёлые XR-сцены без задержек.
- Нейроинтерфейсы (например, от Neuralink или Synchron) в будущем могут интегрироваться с XR для управления средой силой мысли.

По прогнозу McKinsey, к 2030 году XR-технологии создадут $1.5–2 трлн экономической ценности в глобальной экономике.
Заключение
Выбор между VR, AR, MR и XR зависит от ваших целей. Смотрите таблицу ниже.
Таблица 2. Как выбрать цифровую технологию в зависимости от ваших целей
| Цель | Рекомендуемая технология | Обоснование |
|---|---|---|
| Полное погружение, симуляция, обучение в изолированной среде | VR | Максимальная иммерсия, контроль над средой |
| Дополнение реального мира информацией, навигация, маркетинг | AR | Доступность, работа на смартфонах |
| Взаимодействие цифровых объектов с физической средой (промышленность, медицина) | MR | Глубокая интеграция, точность |
| Долгосрочная стратегия, кроссплатформенная разработка | XR | Гибкость, будущее-ориентированность |
Мы не выбираем между реальностью и виртуальностью. Мы создаём гибридные миры, где лучшее из обоих сочетается для решения реальных проблем (доктор Джером Барлоу (MIT Media Lab)).
Цифровые среды – это не просто технологии, а новые формы восприятия, обучения и взаимодействия. Понимание различий между VR, AR, MR и XR сегодня – это инвестиция в конкурентоспособность завтра.
Проверь себя
Вопросы, которые полезно задать себе после прочтения заметки. Они помогут лучше осмыслить ключевые аспекты темы.
Вопрос 1
Что такое виртуальная реальность (VR)?
Вопрос 2
Что представляет собой дополненная реальность (AR)?
Вопрос 3
Какие существуют ещё цифровые среды, кроме VR и AR?
Вопрос 4
Для каких целей используется каждая технология?
Вопрос 5
Перспективы развития каждой технологии.




