Кибербуллинг: кто чаще всего становится жертвой или агрессором – подробный анализ

кибербуллинг Буллинг

Кибербуллинг – это систематическая агрессия, осуществляемая через цифровые технологии: социальные сети, мессенджеры, игровые платформы и форумы. В отличие от традиционного буллинга, интернет-травля не ограничена пространством школы или двора. Она следует за жертвой 24 часа в сутки.

Более 30% подростков в возрасте 13–18 лет в странах Европы и СНГ сообщали о случаях кибербуллинга за последний год. Это данные ЮНИСЕФ за 2023 год, Разберёмся, кто чаще становится жертвой или агрессором, и как эффективно противостоять цифровой агрессии.

Кибербуллинг: кто чаще всего страдает от него

Подростки – основная группа риска

Согласно исследованию Рособрнадзора (2022), 41% школьников в возрасте 12–17 лет сталкивались с оскорблениями, угрозами или распространением личной информации в интернете. Особенно уязвимы дети в переходном возрасте, когда формируется самоидентификация.

Подростки, которые чувствуют себя изолированными в реальной жизни, становятся лёгкой мишенью для цифровой агрессии. Интернет становится для них как убежищем, так и полем для нападений (доктор психологических наук, профессор МГУ Анна Сергеевна Ковалёва).

Группы повышенного риска:

  • ЛГБТ+ подростки. По данным «ЛГБТ-Мемориала» (2023), 68% ЛГБТ-молодёжи сталкивались с оскорблениями в сети — в 3 раза чаще, чем их гетеросексуальные сверстники;
  • дети с ограниченными возможностями. 45% из них сообщали о случаях насмешек в соцсетях из-за внешности, речи или поведения;
  • жертвы школьного буллинга. 70% таких детей продолжают страдать от травли в интернете, часто с участием тех же агрессоров.

Пример. В 2022 году в одном из регионов России школьница с диагнозом аутизм стала объектом насмешек после того, как одноклассники выложили в TikTok её видео с уроков. Запись набрала более 200 тыс. просмотров, что привело к паническим атакам и отказу от посещения школы.

Кто чаще становится агрессором

Кибербуллинг: профиль типичного агрессора

Исследование Института социальной политики ВШЭ (2023) показало, что кибербуллинг и агрессоры от него – это не всегда маргинальные подростки. Наоборот, 60% из них – дети с высокой социальной активностью, популярные в школе.

Типичные черты агрессора:

  1. Желание укрепить статус среди сверстников.
  2. Отсутствие эмпатии к чувствам других.
  3. Использование анонимности как «защитного щита».
  4. Часто сами были жертвами буллинга в прошлом.

Агрессия в интернете – это способ компенсировать чувство незащищённости. Анонимность даёт иллюзию силы (детский психолог Дмитрий Викторович Попов).

интернет-травля

Гендерные различия:

  1. Юноши чаще применяют прямые формы агрессии: угрозы, оскорбления, взлом аккаунтов.
  2. Девушки чаще используют относительное исключение, – создают чаты без жертвы, распространяют слухи, комментируют внешность.

Пример. В 2021 году в одном из московских районов группа девочек создала анонимный Telegram-канал, где публиковали «рейтинги» одноклассниц по внешности. Один из постов спровоцировал попытку суицида у 14-летней школьницы.

Почему кибербуллинг особенно опасен

В таблице ниже приведены последствия кибербуллинга по оценкам большого числа психологов.

Таблица 1. Уникальные черты цифровой агрессии

ХарактеристикаПоследствия
АнонимностьАгрессор чувствует безнаказанность
МасштабностьОдин пост может достичь тысяч людей
ПерманентностьКонтент остаётся в интернете надолго
Отсутствие границТравля продолжается дома, ночью, в отпуске

Психологи отмечают, что последствия кибербуллинга могут быть тяжелее, чем при физическом буллинге. Депрессия, тревожные расстройства, снижение успеваемости – лишь часть проблемы. По данным ВОЗ, подростки, подвергшиеся интернет-травле, в 2,5 раза чаще склонны к суицидальным мыслям.

Как защититься: практические шаги

Что делать жертве:

  1. Не отвечать на провокации, это лишает агрессора реакции.
  2. Сделать скриншоты всех сообщений и постов.
  3. Немедленно заблокировать агрессора.
  4. Сообщить в службу поддержки платформы (Instagram, VK, Telegram и др.).
  5. Обратиться к взрослому: родителю, учителю, школьному психологу.

Что могут сделать родители:

  1. Регулярно обсуждать с детьми темы онлайн-этики и безопасности.
  2. Настроить режим приватности в соцсетях.
  3. Установить ограничения по времени использования гаджетов.
  4. Обучить ребёнка, как правильно реагировать на агрессию.
цифровая агрессия

Школы и учреждения:

  1. Проводить уроки по цифровой грамотности.
  2. Создать анонимную систему подачи жалоб.
  3. Внедрить антибуллинговые программы, как это сделано в Финляндии (проект «KiVa» снизил уровень кибербуллинга на 40%).

Заключение

Кибербуллинг – это не «детские шалости», а серьёзное нарушение психоэмоционального здоровья. Ни жертва, ни агрессор не должны оставаться один на один с проблемой. Необходима комплексная работа – от семейного воспитания до государственной политики.

Проверь себя

Вопросы, которые полезно задать себе после прочтения заметки. Они помогут лучше осмыслить ключевые аспекты темы.

Вопрос 1

Кто чаще всего подвергается кибербуллингу?

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

НА СТРАНИЦАХ САЙТА МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ РЕКЛАМА. ИНФОРМАЦИЯ О РЕКЛАМОДАТЕЛЯХ «ЗАШИТА» В ССЫЛКАХ НА ТЕХ ЖЕ СТРАНИЦАХ
Оцените, пожалуйста, заметку:
( 14 оценок, среднее 5 из 5 )
Поделитесь, пожалуйста, прочитанным с друзьями:
Киберпсихология