С каждым годом всё больше детей и подростков сталкиваются с формами агрессивного поведения со стороны сверстников. Проблема буллинга давно известна, но развитие цифровых технологий породило новую форму насилия – кибербуллинг. А он может быть даже более опасным для психического здоровья ребёнка.
В этой статье мы разберём, как кибербуллинг отличается от традиционного буллинга, какие у них общие черты и чем они принципиально различаются. Также вы узнаете о психологическом воздействии обоих явлений, приведём примеры ситуаций и дадим практические советы родителям и детям по защите от обеих форм насилия.
Давайте начнем разбираться с этими понятиями.
- Что такое буллинг
- Что такое кибербуллинг
- Чем отличается кибербуллинг от традиционного буллинга
- Особенности психологического воздействия
- Примеры ситуаций: как проявляются оба типа насилия
- Советы родителям: как защитить ребёнка от буллинга и кибербуллинга
- Советы детям: как себя вести при буллинге
- Российское законодательство: как регулируются случаи буллинга
- Профилактика буллинга: что могут сделать школы и родители
- Заключение
- Проверь себя
Что такое буллинг
Буллинг – это систематическое проявление агрессии одного или группы детей по отношению к менее защищённому сверстнику. Такое поведение направлено на причинение физического, эмоционального или социального вреда.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый третий школьник в мире сталкивается с буллингом в той или иной форме.
Основные признаки буллинга:
- систематический характер (не единичный случай);
- неравенство сил, т.е. один против нескольких, старшие против младших;
- цель – унижение, запугивание, изоляция жертвы.
Формы традиционного буллинга:
- физический. Удары, толчки, хватание за одежду, принудительное выполнение действий;
- вербальный. Насмешки, оскорбления, обзывания, угрозы;
- социальный. Исключение из коллектива, распространение слухов, игнорирование;
- сексуальный. Непристойные шутки, домогательства, унижение на почве половой принадлежности.
Что такое кибербуллинг
Кибербуллинг – это форма агрессивного поведения, происходящая в интернете. Он осуществляется через социальные сети, мессенджеры, игры, форумы и другие онлайн-платформы.
Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) отмечает, что число случаев кибербуллинга среди школьников в России увеличилось на 45% за последние пять лет.

Основные особенности кибербуллинга:
- анонимность обидчика;
- постоянный доступ к жертве вне зависимости от времени и места;
- быстрое распространение информации;
- высокий уровень психологической травматизации.
Формы кибербуллинга:
- оскорбления в комментариях, личных сообщениях;
- распространение сплетен и ложной информации;
- угрозы и запугивания в интернете;
- публикация личных данных без согласия (доксинг);
- создание страниц-фейков или групп с оскорблениями;
- изменение фото и видео для их публичного высмеивания.
А теперь рассмотрим, в чем заключаются принципиальные отличия этих явлений.
Чем отличается кибербуллинг от традиционного буллинга
Хотя оба явления представляют собой формы насилия над детьми, между ними есть важные различия. Параметры обоих форм представлены в таблице ниже.
Таблица 1. Основные различия между кибербуллингом и традиционным буллингом.
Характеристика | Традиционный буллинг | Кибербуллинг |
---|---|---|
Место действия | Школа, улица, спортзал | Интернет: соцсети, мессенджеры, игры |
Время | Ограниченное | Круглосуточное |
Анонимность | Обычно известны обидчики | Может быть анонимным |
Количество участников | Ограниченный круг лиц | Потенциально миллионы пользователей |
Доказательства | Возможны очевидцы, записи, медицинские справки | Требуется техническая экспертиза |
Психологическое воздействие | Серьёзное | Часто более разрушительное |
Кибербуллинг особенно опасен потому, что ребенок не может «уйти» от него. Он следует за ним даже дома, в безопасном пространстве (Елена Тимофеева, детский психолог из Москвы).
Каковы могут быть психологические воздействия кибербуллинга и реального буллинга на человека? Это очень важный вопрос, обойти который просто невозможно в данной теме.
Особенности психологического воздействия
Оба вида насилия оказывают сильное психологическое воздействие на ребенка, но механизмы этого воздействия различаются.
Психологические последствия традиционного буллинга:
- Повышенная тревожность.
- Страх перед школой и общественным местом.
- Социальная изоляция.
- Снижение успеваемости.
- Развитие депрессивных состояний.
- Физические симптомы: головные боли, тошнота, расстройства сна.
Психологические последствия кибербуллинга:
- Чувство стыда и опозоренности.
- Панические атаки и тревожные расстройства.
- Суицидальные мысли.
- Чувство беспомощности и безысходности.
- Потеря интереса к жизни и учебе.
- Страх использования интернета даже для образовательных целей.
Дети, столкнувшиеся с кибербуллингом, часто испытывают чувство, будто весь мир против них. Это особенно страшно в подростковом возрасте, когда самооценка ещё неустойчива (Мария Громова, клинический психолог).
У детей, особенно младшего возраста, психика еще не достаточно закалена. Поэтому именно они чаще всего страдают от кибербуллинга и традиционного буллинга. Рассмотрим некоторые примеры.
Примеры ситуаций: как проявляются оба типа насилия
Примеры традиционного буллинга:
- Ученик регулярно получает удары в раздевалке после уроков.
- Дети издеваются над девочкой за то, что она носит очки.
- Мальчик не допускается к играм во дворе и постоянно получает насмешки.
- Ученика заставляют платить деньги за «защиту» от других учеников.
Примеры кибербуллинга:
- В Instagram создаётся страница-фейк, где публикуются оскорбительные комментарии о подростке.
- В WhatsApp-чате класса распространяются слухи о том, что кто-то «влюбился», чтобы вызвать смех и насмешки.
- В компьютерной игре игрок постоянно блокируется, ему пишут угрозы в чате.
- Личные фотографии публикуются без согласия в закрытой группе, вызывая насмешки.
Родителям детей можно дать несколько советов по защите своих чад от проявлений преследований со стороны.
Советы родителям: как защитить ребёнка от буллинга и кибербуллинга
Родители являются первыми помощниками и защитниками своих детей. Вот несколько практических рекомендаций.
Что делать при подозрении на буллинг:
- не игнорируйте сигналы тревоги (изменения в поведении, отказ идти в школу, раздражительность, тревожность);
- слушайте ребёнка без осуждения. Не говорите «это ерунда» или «сам разберись»;
- поговорите с педагогами. Учителя могут помочь выяснить обстоятельства;
- обратитесь к школьному психологу, он окажет профессиональную помощь;
- при необходимости обратитесь в правоохранительные органы.
Что делать при подозрении на кибербуллинг:
- научите ребёнка не отвечать на провокации;
- сохраняйте доказательства (скриншоты, переписку, ссылки);
- заблокируйте обидчика в мессенджерах и соцсетях;
- используйте функцию жалобы на платформах (Instagram, VKontakte, Telegram и др.);
- обратитесь к администраторам сайта или платформы.
Родители должны понимать, что буллинг – это не «школьная норма». Это форма насилия, которую нужно прекращать (Наталья Кузнецова, специалист по работе с детскими кризисами).
Да и самим детям можно дать несколько советов, которые помогут им вести себя достойно при травле со стороны.
Советы детям: как себя вести при буллинге
Детям важно знать, что они не одиноки и что можно получить помощь. Вот несколько правил.

Если вас травят в реальной жизни:
- не показывайте реакции, это того и хотят обидчики;
- отойдите в безопасное место;
- сообщите взрослому (учителю, родителю, воспитателю);
- старайтесь находиться в компании, т.к. травля чаще происходит с одинокими детьми.
Если вас травят в интернете:
- не отвечайте на оскорбления;
- сохраните все доказательства;
- заблокируйте обидчика;
- сообщите родителям или доверенному лицу;
- подайте жалобу на страницу или пост.
Главное, что должен понять ребёнок, он не виноват в том, что его травят. И он достоин уважения (Анна Смирнова, детский психолог из Екатеринбурга).
Законодательство России стоит на стороне людей, в отношении которых проявляется буллинг.
Российское законодательство: как регулируются случаи буллинга
В России нет специального закона о буллинге, но существующее законодательство позволяет реагировать на такие ситуации.
Основные законы, которые могут применяться:
- Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает школы обеспечивать безопасную среду для обучения.
- Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за умышленное причинение вреда здоровью, клевету, угрозы, хулиганство.
- Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях…» позволяет блокировать сайты и страницы с угрозами и оскорблениями.
- Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных» применяется при незаконном распространении личной информации.
В России уже сегодня можно использовать существующие законы для защиты детей от буллинга и кибербуллинга. Главное – знание этих норм и готовность действовать (Александр Петров, юрист по правам детей).
А сейчас будет не лишним сказать несколько слов о профилактике буллинга.
Профилактика буллинга: что могут сделать школы и родители
Профилактика – лучший способ борьбы с насилием. Эффективная работа возможна только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения.

Что могут сделать школы:
- Проводить антибуллинговые тренинги и уроки по этике общения.
- Создать систему анонимного обращения.
- Обучить педагогов распознавать признаки насилия.
- Разработать правила поведения с конкретными мерами наказания.
- Ввести школьные программы по развитию эмпатии и уважения.
Что могут сделать родители:
- Говорить с детьми о важности уважения к другим.
- Обсуждать, что такое здоровые отношения и личные границы.
- Участвовать в антибуллинговых мероприятиях в школе.
- Следить за использованием интернета детьми.
- Поддерживать открытый диалог и доверие в семье.
Заключение
Буллинг и кибербуллинг – серьёзные проблемы современного общества. Они наносят колоссальный психологический урон детям и требуют внимания со стороны родителей, педагогов и законодателей. Хотя оба вида насилия имеют много общего, кибербуллинг обладает рядом особенностей, делающих его особенно опасным.
В России уже сегодня существуют правовые и практические инструменты для защиты детей. Однако их эффективность зависит от уровня осведомлённости и готовности взрослых реагировать на сигналы тревоги.
Ваша поддержка, внимание и своевременная реакция могут спасти жизнь вашего ребёнка!
Проверь себя
Вопросы, которые полезно задать себе после прочтения заметки. Они помогут лучше осмыслить ключевые аспекты темы.
Вопрос 1
Какие особенности делают кибербуллинг более опасным, чем традиционный буллинг?
Вопрос 2
Почему жертвам кибербуллинга сложнее защищаться, чем при традиционном буллинге?
Вопрос 3
Что родители и учителя должны сделать, чтобы защитить детей от кибернасилия
Вопрос 4
Есть ли разница между психологическими последствиями традиционных форм буллинга и кибербуллинга?